Развитие ребенка в первый год жизни
Первый год жизни ребенка – это период интенсивных изменений, во время которого происходит стремительное развитие. С каждым месяцем наши младенцы превращаются в активных, общительных и умных малышей, уникальных личностей, обладающих своими целями и характером. Важными этапами этого года являются первые движения, звуки, умение сидеть, ползать, стоять, говорить первые слова и многое другое.
Для гармоничного развития ребенку очень нужны внимание и забота родителей. Они играют ключевую роль, создавая благоприятную среду и направляя малыша. В момент рождения ребенка даже опытные родители могут почувствовать некоторую растерянность, ведь каждый малыш уникален по своему характеру, режиму и здоровью, но их задача – помочь крохе осваивать новые навыки и познавать мир! Важно понимать, какие изменения происходят на каждом этапе развития малыша и следовать рекомендациям специалистов.
Первый месяц жизни
Первый месяц жизни – это период адаптации новорожденного к новому для него миру. Он устанавливает режим сна и бодрствования, укрепляет мышцы.
Контакт с ребенком, ношение его на руках играют большую роль в его развитии. Для успешного кормления важно научить малыша правильному захвату груди, что поможет избежать проблем и обеспечит комфорт как маме, так и ребенку.
Гигиена новорожденного также очень важна. Своевременное и правильное подмывание поможет сохранить защитные свойства нежных участков кожи младенца.
Подмывать кроху необходимо при каждой смене подгузника, допустимо это делать под теплой проточной водой с использованием специального моющего средства для детей с рождения. Прекрасно подойдет средство для подмывания младенцев от бренда Лапочка. Оно деликатно очищает самую нежную кожу в зоне подгузника, обеспечивает мягкий уход и поддержание слабокислой среды.
После подмывания чрезвычайно важно нанесение в зону пеленания детского крема под подгузник от бренда Лапочка для предотвращения пеленочного дерматита.
В 1 месяц зрение и слух ребенка еще не полностью развиты, он реагирует на яркие цвета, голос мамы, звуки высокой частоты. Основной способ коммуникации - плач и крик. Важно постоянное внимание родителей и кормление по требованию. В 1-1,5 месяца ребенок начинает произносить простые звуки и гулить.
Второй месяц жизни
Во втором месяце жизни малыш активно развивает умения и навыки, что приносит большую радость родителям. Он начинает проявлять эмоции, следит за движущимися объектами, улыбается и издает радостные звуки. Ребенок поднимает голову, разжимает и сжимает пальчики, активно двигает ручками и ножками. Устанавливается правильный суточный ритм, регулируется температура тела, увеличивается продолжительность бодрствования. Малыш фокусирует взгляд, улыбается в ответ на улыбку родителей, удерживает игрушку, поворачивается к звуку. Он гулит и «воркует» в ответ на речь взрослых.
Второй месяц - время, когда ребенок становится сильнее, активнее и любознательнее. Развитие стимулируют яркие игрушки, погремушки и музыкальные модули.
Третий месяц жизни
В 3 месяца кроха продолжает адаптироваться к внешнему миру, демонстрируя физиологические изменения. Это время для стимуляции развития с помощью игрушек и ковриков. К 3 месяцам дети обычно овладевают следующими навыками: удерживают голову, пытаются овладеть своими ручками, хорошо видят предметы на расстоянии до 80 см, некоторое время держат вложенный в ладошку предмет, мнут податливые вещи и ткани, сживают и разжимают пальчики, отталкиваются ногами от горизонтальной и вертикальной поверхностей, начинают переворачиваться на бочок. Ребенок реагирует на музыку, поддерживает зрительный контакт, издает звуки, смеется и плачет. Сон сокращается до 15 часов. Малыш начинает проявлять предпочтения и выражать потребности, что является началом формирования характера.
Важно поддерживать режим сна и бодрствования, устанавливая стабильный распорядок дня, включая время кормления, прогулок, купания и игр. Общение с малышом также очень важно. Нужно отвечать на его звуки и жесты, способствуя этим его языковому развитию и укрепляя эмоциональную связь.
Четвертый месяц жизни
К 4 месяцам ребенок демонстрирует значительные успехи в развитии: различает основные цвета (синий, красный, желтый, зеленый), выделяет любимую музыку, реагирует на свое имя, следит за источником звука, узнает маму по голосу. Развитие памяти усиливает недоверие к незнакомцам. Ребенок начинает активно привлекать к себе внимание: пищать, «ворковать», гулить, играть с волосами и хватать близких за лицо. Он показывает недовольство, если собеседник переключает внимание на другой объект. В этом возрасте малыш начинает пробовать на вкус руки и доступные предметы.
К концу 4 месяца большинство детей могут удерживать игрушки, трясти погремушкой, сводить ладони вместе, уверенно держать голову, опираясь на согнутые руки, поднимать голову и плечи, подтягиваться, переворачиваться, узнавать свое имя, проявлять эмоции через писк, визг, смех, лепетать и «разговаривать» со взрослыми или игрушками, а также играть самостоятельно. Важно помнить, что нормы освоения перечисленных навыков могут отклоняться на 1,5 месяца. Не стоит переживать, если ребенок еще чего-то не умеет.
У многих детей начинают прорезываться зубки, что может сопровождаться ночными бессонницами и капризами днем. Соска-пустышка может облегчить процесс прорезывания зубов.
Пятый месяц жизни
На пятом месяце жизни большинство детей начинают активно переворачиваться со спины на живот, демонстрируя умение менять положение тела в пространстве. На этом этапе важно следить за малышом, чтобы он не упал с кровати или пеленального столика. В этом возрасте ребенок любит лежать на животе, у него достаточно сильные мышцы, чтобы опираться на вытянутые руки, отрывать руки и ноги от поверхности, активно захватывать и удерживать игрушки и даже пытаться сидеть с поддержкой. Дети уже хорошо держат голову, любят рассматривать себя в зеркале, различают знакомые предметы и людей, реагируют на эмоции близких.
Многие малыши переходят на длительный ночной сон, днем спят два-три раза по 40 минут (всего до 2-х часов). С 5,5 месяцев они могут уже засыпать самостоятельно. Иногда в этот период ребенок может перепутать день и ночь из-за дискомфорта во время сна (жарко, душно или холодно) или после активных игр, когда долго не может заснуть. В этом случае правильный режим обязательно нужно восстановить.
Детишки в 5 месяцев уже могут понимать интонацию, с которой к ним обращаются взрослые, реагировать на одобрение и порицание. Пятимесячные малыши поворачиваются в сторону разговора, узнают взрослых, тянут к ним ручки. Они четко произносят слоги и «разговаривают» сами с собой.
Шестой месяц жизни
К полугоду ребенок начинает активно осваивать пространство, пытаясь передвигаться по горизонтальной поверхности разными способами. Он держит предметы все увереннее, может брать несколько игрушек одновременно, ощупывать и сравнивать их. В положении на животе малыш способен отрывать весь корпус от поверхности. Некоторые дети к концу 6-го месяца могут садиться самостоятельно, но важно не ускорять этот процесс, так как излишняя стимуляция навыка сидения может привести к проблемам с позвоночником в будущем.
Навыки общения у полугодовалого малыша становятся все более разнообразными. При разговоре он смотрит собеседнику в глаза, отвечает мимикой на определенные слова и эмоциональный посыл. Ребенок всеми доступными способами заявляет о своих потребностях и желаниях, внимательные родители уже начинают хорошо их понимать и даже предугадывать.
К 6 месяцам оставлять кроху на руках у незнакомого взрослого становится все сложнее, так как у него хорошо развито понимание своего и чужого. Ребенок смеется, лепечет, «воркует», понимает основные слова, обращенные к нему. Он протягивает ручки, прося, чтобы его взяли на руки, плачет, когда у него забирают игрушки.
В 6 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть с поддержкой, вставать на четвереньки и ползать, держать бутылочку, вытаскивать изо рта и вставлять обратно соску-пустышку, произносить слоги и согласные.
В этом возрасте происходят изменения в пищеварительной системе ребенка, повышаются запросы организма в дополнительной энергии, поэтому вводится прикорм, который вместе с грудным молоком составляет полноценный дневной рацион.
Процедуру купания как важную составляющую часть гигиены малыша можно проводить ежедневно, желательно в одно и то же время. Удобно купать ребенка в детской ванночке, наполнив её обычной водой на 2/3 (температура воды должна составлять 36-37 градусов). Дезинфицирующие вещества добавлять в воду не обязательно, можно добавить травяные отвары, если они не вызовут аллергию у ребенка. Средство для купания от макушки до пяток от бренда Лапочка отлично подойдет для водных процедур малыша. Эргономичный флакон легко открывается одной рукой. Легкая гипоаллергенная отдушка средства дарит прекрасное настроение маме и малышу, а милый дизайн со зверятами помогает увлечь кроху. Можно придумать про них сказку, превратив процедуру принятия ванны в веселое и увлекательное приключение.
После купания кожу необходимо увлажнить, смазав кремом. Детский крем с д-пантенолом от бренда Лапочка разработан специально для сухой и особо чувствительной детской кожи. Если у малыша появились раздражения, опрелости и воспаления различного происхождения (аллергические реакции, дерматиты), этот крем станет незаменимым помощником!
Седьмой месяц жизни
В возрасте 7 месяцев прибавка в весе начинает снижаться, ребенок уже способен жевать (зубы активно растут) и проявляет потребность в разнообразных питательных веществах из новых продуктов, помимо смеси или грудного молока. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), введение прикорма рекомендуется после достижения ребенком полных 6 месяцев.
В течение 7-го месяца малыш уже может дотягиваться руками до стоп, и даже поместить их в рот. Он сосредотачивает внимание на мелких предметах, держит игрушку и вращает кистью, пытается воспроизвести мелодию речи, держит бутылочку, находит взглядом называемый предмет, отрывает таз от пола, раскачивается на четвереньках. Около половины детей могут садиться с опорой, некоторые начинают вставать у опоры.
В 7 месяцев ребенок переживает массу новых впечатлений, его возможности исследовать мир становятся разнообразнее. Малыш различает интонации в речи, проявляет любовь, прижимаясь к родителям, привлекает внимание различными звуками. Большинство хорошо сидят, ползают, развивают речевые навыки, произнося слоги «на», «ба», «ма», «ва», «ла». В 7 месяцев ребенок может вставать с поддержкой, играть в «ладушки», «сороку-ворону» и делать «ку-ку», есть из ложки, пить из чашки, «читать» книжки, рассматривать себя в зеркале, поддерживать беседу звуками.
Восьмой месяц жизни
К 8 месяцам большинство детей начинают самостоятельно садиться. Однако, если ваш ребенок еще не освоил этот навык, не стоит переживать, так как по современным нормам у него есть еще целых два месяца для того, чтобы научиться ровно сидеть без помощи взрослого. Гораздо важнее, насколько активно он передвигается в пространстве, так как именно динамичная нагрузка укрепляет мышечный каркас. Восьмимесячные дети хорошо выполняют следующие действия: приподнимают руки и ноги в позе ласточки, пружинят на ножках, приподнимают голову на боку, держат предмет двумя руками, пьют из чашки, которую держит взрослый, отталкивают круглые предметы в случайном направлении, обращают внимание на мелкие предметы (крошки, маковые зерна).
Ребенок играет в ладушки, тянет руки к близким, машет им в знак приветствия, наблюдает за взрослыми, пытаясь подражать им. Малыш начинает повторять действия, которые у окружающих вызывают смех, и сам заливается веселым хохотом. Некоторые дети в 8 месяцев произносят свои первые слова, такие как «мама», «папа», «тата».
Примерно в 8 месяцев ребенок может стоять на четвереньках и качаться, тренируя мышцы для ползания и стояния. Он достаточно силен, чтобы сидеть самостоятельно, выпрямив спину. Важно организовать безопасную игровую среду для сидящего ребенка. Очень полезны в этом возрасте игры, иллюстрирующие причинно-следственные связи, такие как прятки с предметами или игры с мячиком. Малыш уже пробует есть из ложки, но не упускает возможности поесть руками.
Девятый месяц жизни
К 9 месяцам большинство детей уже уверенно сидят с прямой спиной, радостно хлопают в ладоши и стучат предметом о предмет.
В этом возрасте зрение и скорость внимания настолько развиты, что ребенок прекрасно может следить за игрой в мяч или за проезжающим транспортом. Также 9-месячный малыш может радовать родителей следующими навыками: поддерживать чашку, из которой его поит взрослый, обсасывать бублик или сухарик, пытаться стоять у опоры и передвигаться вдоль нее приставным шагом, захватывать предметы большим и указательным пальцем, залезать на подушку или низкий диванчик, открывать ящики и дверки, складывать предметы в коробочку и доставать их обратно, ставить кубики друг на друга, узнавать по названию и находить предмет, прислушиваться к шепоту, повторять движения за взрослыми, например, хлопать в ладоши, выполнять простые инструкции, такие как «дай», «сядь», «пойдем», понимать слово «нет».
Ребенок активно выражает предпочтения в играх и в еде. Он понимает, когда его ругают, и начинает плакать. Речевое развитие в этом возрасте характеризуется «словарным» запасом в среднем из 8 слогов, что свидетельствует о постепенном развитии речевых навыков.
Десятый месяц жизни
В 10 месяцев ребенок уже должен уверенно сидеть, стоять и ползать на четвереньках. Это является нормой для данного возраста. Если малыш не ползает, но зато уверенно ходит вдоль опоры, скорее всего, у него нет никаких проблем со здоровьем. Возможно, он просто относится к тем детям, которые сразу осваивают хождение, минуя ползание.
В этом возрасте дети уже узнают себя в зеркале, реагируют на приветствия, выражают эмоции, повторяют одинаковые слоги и могут осознанно произносить несколько слов, связывая их с конкретными объектами или людьми. Малыши продолжают исследовать мир вокруг себя, пробуя различные предметы на вкус и ощупывая все, что попадается под руку. Они активно развивают мелкую моторику, совершенствуя «пинцетный захват» двумя пальцами, могут открывать и закрывать дверцы, ящики, катать машинку. В 10 месяцев дети начинают залезать на диваны, танцевать, ходить вдоль опоры. Иногда они отпускают руки и переходят к стоянию без поддержки. Теперь можно переходить к следующему важному этапу развития – ходьбе. В 10 месяцев ребенок становится более самостоятельной личностью, способной к общению, игре и самообслуживанию.
Рацион питания малыша в 10 месяцев активно расширяется. В него включаются бананы, печенье, хлеб и другая полутвердая пища.
Одиннадцатый месяц жизни
В 10 месяцев ребенок уже должен уверенно сидеть, стоять и ползать на четвереньках. Это является нормой для данного возраста. Если малыш не ползает, но зато уверенно ходит вдоль опоры, скорее всего, у него нет никаких проблем со здоровьем. Возможно, он просто относится к тем детям, которые сразу осваивают хождение, минуя ползание.
В этом возрасте дети уже узнают себя в зеркале, реагируют на приветствия, выражают эмоции, повторяют одинаковые слоги и могут осознанно произносить несколько слов, связывая их с конкретными объектами или людьми. Малыши продолжают исследовать мир вокруг себя, пробуя различные предметы на вкус и ощупывая все, что попадается под руку. Они активно развивают мелкую моторику, совершенствуя «пинцетный захват» двумя пальцами, могут открывать и закрывать дверцы, ящики, катать машинку. В 10 месяцев дети начинают залезать на диваны, танцевать, ходить вдоль опоры. Иногда они отпускают руки и переходят к стоянию без поддержки. Теперь можно переходить к следующему важному этапу развития – ходьбе. В 10 месяцев ребенок становится более самостоятельной личностью, способной к общению, игре и самообслуживанию.
Рацион питания малыша в 10 месяцев активно расширяется. В него включаются бананы, печенье, хлеб и другая полутвердая пища.
Первый год жизни
Год – это первый важный рубеж в развитии ребенка, который подводит своеобразную черту под многими его достижениями. Находясь рядом с малышом каждый день, родители зачастую не замечают, как стремительно он развивается. Однако, оглядываясь назад, можно осознать, как много он научился делать к своему первому дню рождения:
Это лишь малая часть того, чему научился ребенок за первый год жизни. Его развитие происходит стремительно, и родители могут гордиться каждым новым достижением своего малыша. Первый день рождения – это важная веха, которая знаменует собой переход ребенка на новый этап развития, где его ждут новые открытия и свершения.
Также к первому году жизни у малыша начинает формироваться характер и личные привычки, что проявляется в предпочтениях к определенным игрушкам, пищевом поведении и повышенном внимании к определенным людям из ближайшего окружения. Ребенок может проявлять радость и восторг, гулить или смеяться в ответ на близкий контакт. Результат вашего огромного труда и большой любви становится все больше виден. Малыш активничает и развивается на глазах.
Психическое и речевое развитие годовалого ребенка характеризуется тем, что он обнимает и целует родителей, повторяет действия, над которыми смеются родители, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале и играет с ним. Он также осмысленно говорит от 2-3 слов, умеет выполнять просьбу «принеси мне игрушку» и пытается подпевать, когда слышит песню.
Невозможно знать все и быть идеальными родителями. Важно учиться всему, что преподносит жизнь, принимать свои ошибки, обращаться за советом к опытным родителям, старшим родственникам и педиатру. Для своего ребенка вы в любом случае самые лучшие родители! Желаем вам удачи и множества позитивных эмоций в этом удивительном путешествии в мире родительства!